07.07.2020

Как научить ребенка читать, и как сделать это правильно

Подготовка к школе — многосторонний процесс, который включает в себя целый рад задач. Одна из главных — обучение чтению. Этот навык не появляется сам по себе и требует долгой и правильно организованной подготовительной работы. Хотя все дети разные и учатся каждый в своем темпе, для всех них подойдут приемы, о которых мы расскажем в этой статье.

Чтение имеет ключевое значение, ведь образование построено на письменной речи. Уже с первого класса детям нужно читать и понимать содержание по многим предметам, понимать письменные указания. Однако у детей, которые начинают учебу, этот навык развит по-разному, поскольку они отличаются задатками, способностями и опытом.

Когда начинать учиться читать?

Большинство родителей начинают учить ребенка чтению в последний год перед школой, что приводит к стрессу и негативным эмоциям. При этом не все дети успевают научиться хорошо читать к поступлению в первый класс. Есть и такие родители, которые вообще не считают нужным учить ребенка читать до того, как он пойдет в школу. Мол учитель научит. В принципе так и произойдет. Читать ребенок научится в любом случае.

Однако следует помнить, что многие одноклассники вашего ребенка уже будут уметь читать и для ребенка это может стать поводом для сомнений в собственных способностях. К тому же, классы общеобразовательных школ часто переполнены и учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Родители значительно облегчат начало школьной жизни для своего ребенка, если постараются заблаговременно научить своего ребенка читать. Лучше начинать это делать, когда малышу исполнилось 3-4 года. До школы еще достаточно времени и можно никуда не спешить.

Как родители могут помочь ребенку?

С точки зрения развития навыков чтения важна обстановка в семье, количество и качество того времени, которое родители проводят с ребенком. Среди занятий, которым стоит уделять время:

  • беседы с ребенком на разные темы,
  • игры,
  • чтение ребенку сказок,
  • разучивание стишков и песенок и другое.

Важную роль играет расширение словарного запаса. Ведь чем больше слов знает ребенок, тем больше он поймет из прочитанного и тем интереснее ему читать. Не стоит упускать из внимания тот факт, что чтение, особенно на начальных этапах, трудоемкий процесс, который требует от ребенка усидчивости и развитых навыков концентрации внимания. Когда внимание ребенка непостоянное, и перескакивает с одного объекта на другой, трудности с чтением неизбежны. Потому важно с раннего возраста развивать внимание.

Изучение букв – основа обучения чтению

Первым делом следует изучить с ребенком буквы. Лучше всего делать это в игровой форме. Для обучения можно использовать кубики с буквами, картинки, красочную азбуку. Просто покажите ребенку одну букву и скажите ее название. На прогулке или во время игры попросите его назвать букву и вместе вспомните слова, которые начинаются на эту букву. Так постепенно можно выучить с ребенком все буквы.

Как определить, знает ли ребенок буквы?

Очень просто: глядя на изображение конкретной буквы он может, не задумываясь, ее назвать. Важно добиться того, чтобы ребенок безошибочно и не задумываясь, мог назвать любую из букв алфавита. Этот процесс требует времени и терпения.

Знакомя ребенка с буквами, важно произносить тот звук, который эта буква обозначает. То есть не так как привыкли: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее, а сами звуки «б», «в», «г». Это важно для дальнейшего чтения — ребенок не будет путаться, соединяя согласные и гласные звуки.

Основные этапы подготовки к обучению чтению

Большинство родителей и часть дошкольных педагогов переходят к чтению сразу после того, как только ребенок выучил буквы. Казалось бы, это логично. Но чтение в таком случае доставляет много трудностей. Между изучением букв и чтением слов стоит включить еще два этапа:

  • Развитие фонематического слуха,
  • составление слов из букв.

Это не только поможет ребенку основательно подготовиться к чтению, но также подготовит его к письму. Если вся подготовка проведена должным образом, часто случается такое, что ребенок начинает читать сам по себе, без каких-либо особых усилий и без помощи со стороны взрослого.

Как научить ребенка различать звуки

Способность различать звуки в словах называется фонематическим слухом. В большей или меньшей степени им обладают все люди. Однако раннее развитие фонематического слуха помогает ребенку не только легко научиться читать, но и впоследствии не делать ошибок при письме. Например, ребенок слышит, что первая буква в слове «кабан» — это «к», за которой по порядку идут «а», «б», «а» и «н». В таком случае ребенок способен написать это слово на слух. Следует отметить, что у большинства детей, которые начинают учебу в первом классе, эта способность развита слабо, поэтому дети испытывают трудности в выполнении письменных заданий.

Для того чтобы научить ребенка различать звуки можно использовать одну очень действенную методику.  Нам понадобится множество маленьких фигурок, названия которых начинаются на разные звуки. Если нет фигурок, можно использовать карточки с изображениями.

Работа по развитию фонематического слуха включает несколько этапов, каждый из которых можно и нужно повторять до тех пор, пока ребенок не будет отвечать с легкостью и уверенностью.

  1. Берем три изображения, названия предметов на которых начинаются с разных звуков. Спрашиваем, например, «Покажи мне того, кто начинается на «А».
  2. Берем три изображения, названия предметов на которых начинаются с одинакового звука. Называем все три подряд и просим ребенка назвать первый звук.
  3. Берем три изображения, названия предметов на которых заканчиваются на один звук и просим ребенка назвать последний звук.
  4. Берем три изображения и просим ребенка показать то, которое содержит определенный звук. На этом этапе мы уже учимся различать звуки в середине слова.

Сначала дети испытывают сложности с этим заданием. Мы можем облегчить задачу, выделяя (делая более громким и выразительным) звук, который хотим, чтобы ребенок услышал.

Для того, чтобы навык закрепился, требуется много повторений, и потому главная задача взрослого — проявлять терпение. Проводите подобные звуковые игры параллельно изучению букв. И, когда оба навыка развиты, переходите к следующему этапу.

Складываем из букв слова

Итак, ребенок знает буквы и четко различает звуки в словах. Мы берем карточки с изображением букв. Можно сделать их самим, распечатав и заламинировав, или купить готовые. Важно, чтобы было по несколько экземпляров каждой буквы, ведь даже в одном слове может встретиться, например, три буквы «о».

Дальнейший процесс состоит из следующих шагов:

  1. Договариваемся, какое слово будем составлять.
  2. Четко произносим его и просим ребенка назвать первый звук.
  3. Ищем соответствующую первому звуку букву и кладем ее туда, где планировали писать наше слово.

То же самое проделываем с остальными звуками в слове.

Когда мы таким образом сложили несколько слов, можем попробовать их прочитать. Складывать слова для ребенка гораздо проще, чем читать, и это готовит его к чтению — к процессу извлечения смысла из написанного другим человеком. После того, как ребенок несколько месяцев тренируется в складывании слов, чтение для него становится простым и понятным занятием.

Начинайте со слов, а не со слогов

Когда ребенок уже умело складывает слова и даже без труда их перечитывает, переходите к чтению слов, напечатанных кем-то другим. Начинайте сразу со слов, а не со слогов. Ребенок, который готовился к чтению основательно, будет готов читать слова.

Начинать нужно с простых слов — с таких, в которых два слога и три или четыре буквы. Когда ребенок натренировался, переходите к более сложным и длинным словам. Если что-то не получается, возвращайтесь на шаг назад — то есть либо читайте простые слова, либо продолжайте заниматься с подвижным алфавитом.

Обратите внимание, что отдельные слова, это значит именно отдельные слова, а не слова в предложениях. Не нужно сразу давать ребенку книгу. Видя огромное количество символов сразу, ребенок может почувствовать себя беспомощным и у него пропадет интерес.

Чтобы чтение было увлекательнее, превратите его в игру. Для этого понадобятся карточки с написанными или напечатанными на них словами и карточки с изображениями соответствующих предметов. Можно также использовать маленькие фигурки. Сделав комплекты по 5-10 слов с изображениями, дайте ребенку задание соединить прочитанное слово с правильным предметом.

Таким образом мы придаем чтению смысл и вовлекаем ребенка в процесс. А главное, мы закладываем основы осмысленного (не механического) чтения, когда ребенок понимает то, что только что прочитал. Именно этот вид чтения важен с точки зрения качества дальнейшего образования.