07.07.2020

Дети и гаджеты — почему не стоит давать ребенку планшет или телефон вместо игрушки

 

Многие родители рассматривают планшеты и мобильные телефоны, как идеальный способ занять своего ребенка, надолго избавившись от бесконечных детских проказ. Однако планшет, телефон, компьютер или телевизор не стоит использовать для того, чтобы «ребенок был чем-то занят».

Чем опасны гаджеты для детей

По мнению детских врачей и психологов частое  использование технологических устройств в раннем возрасте приводит к ряду негативных последствий, а именно:

  • Снижается концентрация мелатонина, что ведет к проблемам со сном и быстрой утомляемости.
  • Повышается импульсивность (в том числе, частые истерики).
  • Появляются проблемы с координацией движения.
  • Ограничивается мелкая моторика.
  • Возникают проблемы со зрением. Развивается близорукость.
  • Тормозится развитие речи и использование языка для общения.
  • Ухудшается развитие волевых качеств. То есть проблемы с приложением усилия к действиям.
  • Ухудшается память.
  • Появляется зависимость от электронных устройств.

Кроме того, электромагнитные излучения особенно вредны для детей дошкольного возраста и могут вести к проблемам со здоровьем. Также использование планшета и телефона сверх меры связано с недостатком подвижности и может привести к неправильному формированию мышечной ткани руки и пальцев.

Гаджеты: с какого возраста, как долго и что можно предлагать ребенку

Мнения медиков на счет использования устройств детьми дошкольного возраста в целом не отличаются. Американская академия педиатров рекомендует не давать электронные устройства детям до двух лет. Для детей 3—5 лет рекомендуется не превышать один час в день, а для детей 6—18 лет — не превышать два часа в день.

Детский врач, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский также выступает против планшетов для детей до двух лет. Он утверждает, что даже старшим детям нельзя давать больше двух часов экранного времени в сутки, имея в виду суммарное время телефона, компьютера, планшета и телевизора.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует дошкольникам проводить перед экраном не более часа в день, меньше времени находиться в сидячем положении, больше заниматься подвижными играми и спать достаточное количество часов. Детям до года ВОЗ не советует давать гаджеты вообще.

Психологи рекомендуют следить за тем, чтобы содержание занятий в планшете подходило ребенку, и было развивающим. То есть, предлагать только те приложения, которые соответствуют возрасту и вырабатывают какой-либо навык.

Врачи советуют не давать детям смотреть мультики, в которых картинки молниеносно сменяют одна другую. Это негативно влияет на развитие внимания. «Чем младше ребенок, тем медленнее должны сменяться картинки» — говорят эксперты. С детьми важно разговаривать о том, что происходит на экране.

Интересно мнение и опыт руководителей кампаний, связанных с цифровыми технологиями. К примеру, глава компании Microsoft Билл Гейтс не давал детям пользоваться смартфонами до 14 лет. В его семье, в том числе и взрослые, не пользуются гаджетами после установленного времени. Основатель компании Apple Стив Джобс также ограждал детей от технологий. В его семье проводили вечер за беседой и чтением книг.

Навык концентрации внимания

Это может казаться парадоксальным. Электронные устройства поглощают внимание детей, но не учат их концентрации. Гаджеты рассеивают внимание, в то время как полноценное развитие ребенка происходит в моменты сосредоточения на конкретном занятии, которое требует внимательности и приложения усилий. Такими занятиями являются конструирование, вырезание ножницами, чтение книг, или их рассматривание, поливание цветов и другие виды целенаправленных действий с предметами.

Навык концентрации внимания — ключевой навык в развитии, ведь чтобы освоить другие навыки, в том числе чтение и письмо, ребенок должен уметь сосредотачиваться на этой деятельности.

Когда этот навык не развит, даже у самого смышленого и любознательного ребенка возникнут трудности в усвоении нового, будь то способность застегнуть пуговицы или школьная программа математики.

О степени развития навыков концентрации внимания говорит способность ребенка продолжительное время заниматься одним и тем же, не отвлекаясь на внешние раздражители, и не переключаясь ни на что другое. В моменты наивысшей сосредоточенности ребенок, словно профессор в лаборатории, производящий секретный эксперимент, не замечает ничего вокруг. Поэтому психологи рекомендуют исключить такие факторы, как постоянно работающий телевизор или радио, а также громко говорящие рядом взрослые.